Новое ремесленничество

Большую часть истории человечества рядовой индивид получал необходимые для существования продукты и услуги либо самостоятельно производя их, либо выменивая на свой товар и прочие ценности (а позже — деньги, как средства обмена) у других индивидуальных производителей — специалистов, обладающих редким или дорогостоящим инструментом и особыми навыками. Но по большей части, каждый самостоятельно или с помощью членов семьи добывал ресурсы и производил практически все требуемые для жизни и быта вещи.

Промышленная революция позволила снизить себестоимость за счет автоматизации процессов и массового выпуска стандартизированной продукции. На первый взгляд парадоксально — предоставив занятость части ремесленников и фермеров, индустриализация лишила большинство населения возможности сохранить привычный уклад. И соответственно, вопреки распространенному мнению, уровень и (что важнее!) качество жизни существенно снизились. Ведь традиционное фермерство (крестьянство) и ремесленничество были возможны только при условии совместного проживания поколений и передачи инструментов и знаний по наследству. А новое производство и рынок потребовали много низкоквалифицированной и недорогой рабочей силы, концентрированной в непосредственной близости от крупных промышленных объектов. Соответственно, последовал агрессивный маркетинг нового, городского образа жизни. Как мы знаем, это привело к урбанизации, изменению традиционного уклада и нарушению системы передачи навыков и инструментов производства между поколениями.

Многие социологи и историки считают, что войны и геноциды 20-го века также были вызваны во многом индустриализацией. С одной стороны, логика рынка требует наращивать сбыт и создавать потребность — а военные конфликты создают спрос и обладают сильным синергичным (взаимно усиливающим) эффектом для большей части отраслей экономики. С другой стороны — необходимо куда-то применить высвободившееся (лишившееся занятости) население. Если не утилизировать человеческую энергию в мирное русло (осваивать целину и покорять космос), то она самостоятельно будет искать себе применение в политике или межнациональных/межэтнических конфликтах.

C изобретением же компьютеров и диджитализацией экономики снова происходит слом традиционного уклада жизни — уже устоявшегося за прошлый век. Уклада городского жителя с постоянной занятостью, ежедневными перемещениями на личном транспорте между квартирой и офисом-заводом, социализацией и “отдыхом” через сверхпотребление (обычно ненужных) товаров и услуг, а также пустого развлекательного контента из тв, кино и печатных изданий.   

К этой статье меня побудила заметка основателя сервиса Callibri. Он опубликовал практически мои мысли — https://vc.ru/26577-craft-with-blockchain.  Современные конструкторы продукта и доступные сервисы для его продвижения создали предпосылки для формирования новой экономики, помимо прочего, выраженной в переосмыслении индивидуального и мелкосерийного производства. Назовем это новым ремесленничеством.

В экономике “нового ремесленничества” очень низкий порог входа — не надо инвестировать в производство, нанимать работников, оплачивать офис, строить магазины и склады. Даже инструмент можно не приобретать  — он доступен для аренды или совместного пользования (sharing economy).

Создание и тестирование продукта уже настолько упрощено, что доступно среднестатистическому человеку без специального образования. Вы можете производить органические продукты или создавать поштучно (on-demand) одежду, мебель, посуду. С дальнейшей роботизацией, развитием 3D-печати и ИИ-дизайна (дизайна с использованием искусственного интеллекта) исчезнет барьер для входа практически в любую потребительскую индустрию.

Так, 20 лет назад проникновение интернета, потом появление смартфонов запустило трансформацию большинства отраслей экономики: индустрии развлечений (многопользовательские игры, стриминговое тв, онлайн-кинотеатры), СМИ и рекламной отрасли (соцсети, мессенджеры), розницы (офлайновые торговые центры и гипермаркеты скоро будут съедены онлайном и гибкими вариантами доставки), образования (система обучения, одна из самых консервативных отраслей, уже серьезно меняется), и многих-многих других.

ЧБ2.png

Даже про маркетплейсы рассказывать уже не имеет смысла — буквально нескольких лет хватило для победы этой модели в традиционных отраслях (такси, перевозки, различные профессиональные услуги, риэлторский бизнес). Кстати, туда скоро еще и роботизация с искусственным интеллектом придут.   

Мы находимся на рубеже новой экономики. Снова трансформируются привычные ценности, изменится социальный уклад, высвободится большая часть занятого населения. В этом новом мире надо постоянно самообучаться, прокачивать эмоциональный интеллект и креативность. Как никогда раньше станет сложнее создать что-то свежее, новаторское, но несравнимо легче это произвести и донести до потенциальных клиентов через многочисленные бесплатные или почти бесплатные маркетинговые каналы.  

Корзина для покупок
Прокрутить вверх