Financial modeling: hints

В рамках мини-курса “Финансы для продактов” собрал мысли зачем вообще необходимо составлять финансовые модели, а также рекомендации, которые стоит учесть при подготовке финансовой модели проекта. 

  1. Составление финансовой модели помогает структурировать и оцифровать бизнес-идею. Перенос идеи в цифры требуется в первую очередь самому предпринимателю, и только уже потом — его инвесторам и другим внешним сторонам. 
  2. При составлении любых планов для начала следует выделить драйверы и допущения — два “Д” финансового планирования. Первое влияет на рост, второе позволяет учесть внешние и внутренние воздействия, а также честно проранжировать факторы по степени влияния и их прогнозируемости.
  3. Информации всегда недостаточно. Но чем меньше мы анализируем доступные источники, собираем данные и оцифровываем их в модель, тем меньше у нас информации и тем больше будет отклонение от плана при реализации. Если же плана не будет вовсе, то очень велика вероятность не просто отклониться от курса, но выбрать кардинально неверное направление.
  4. Финансовое планирование помогает нам выделить существенные этапы в развитии бизнес-проекта и понять какие ресурсы потребуются и какие шаги когда следует предпринять.
  5. Модель также является средством показать стейкхолдерам (инвесторам, команде, коллегам, и проч) рыночные драйверы и свое понимание их работы. В процессе работы над моделью вы оцифровываете свои инсайты и структурируете план. С персональной точки зрения следует рассматривать свой проект как стартап, а компанию — в качестве потенциального инвестора. 
  6. Важно как вы презентуете свой проект. Финансовая модель, если она логична и хорошо структурирована, построена с учетом маркетинговых драйверов (например, с частотой контактов для маркетингового канала и пересечениями между каналами) и корректно обозначенными допущениями внешней среды (рост рынка, изменение доходов потребителей, инфляция, валютные риски, и тп), визуально наглядна и приятно оформлена — является очень сильным аргументом в пользу проекта.
  7. Модель показывает ваши приоритеты, позволяет выделить акценты, разнести ресурсы по периодам. 
  8. Что входит в хороший финансовый план проекта/продукта: исторические данные за 2-3 года, помесячно; прогноз на 3-5 лет, первый год помесячно, после второго года может быть поквартальный; разделение расчетных листов по выручке и по существенным статьям затрат; план найма сотрудников с компенсациями, с учетом НДФЛ и прочих затрат на ФОТ (с учетом предельных значений базы расчета для пенсионных и страховых взносов); прочее в зависимости от проекта — что считаете важным показать.
  9. Исторические данные необходимы, чтобы обосновать драйверы. Даже если проект на стадии MPV, все равно необходимы данные по уже понесенным затратам.
  10. Прогнозировать необходимо не только доходы и расходы (PnL), но и кэшфло — денежные потоки. Чем кэшфло отличается от PnL — в отчете о прибылях и убытках отражаются доходы и расходы по начислению в соответствующем периоде, а в кэшфло — по поступлению и расходу денег на счетах компании. Соответственно, прогноз кэшфло необходим для планирования бюджета с учетом авансов по затратам и отсрочек оплат от покупателей. 
  11. Обязательно выделите план найма сотрудников в отдельный лист, укажите зп и рассчитайте обязательные выплаты с ФОТ. Тот, кто ленится делать расчет обязательных платежей с ФОТ с учетом действующих лимитов базы начисления — по определению вызывает меньше доверия. Во всяком случае, если модель уже направляется аналитику в рамках due diligence для получения инвестиций. 
  12. Оформление — это также очень важно. Форматирование цифр для удобного восприятия информации (разделение по тысячным, убирать лишние нули и дробные числа); выравнивание в таблицах; обозначение расчетных данных, драйверов и допущений разными цветами; разделение блоков в таблицах пустыми строками и столбцами. И убирайте сетку (gridlines) после окончания технических работ с таблицей — это правило хорошего тона.  
Корзина для покупок
Прокрутить вверх